воскресенье, 30 августа 2009 г.

В каждой вышивке есть частичка души.


Индивидуальный предприниматель Ирина Красильникова своим бизнесом сделала вышивание картин, которые создает вместе с мамой Валентиной Андреевной. Мать и дочь все делают вместе: вышивают прекрасные произведения искусства (иначе нельзя назвать их работы!), решают все проблемы…
– Ирина Владимировна, как давно вы занялись вышиванием и когда ваше увлечение переросло в бизнес?
– Меня всегда привлекала работа своими руками. Пример в этом для меня – моя мама, которая великолепно вышивает. Раньше было модно украшать квартиры вышитыми «дорожками», диванными подушечками. Мама шила нам платья и украшала их вышивкой. Таких нарядов ни у кого не было!
Этому искусству мама научилась еще в школьные годы в кружке рукоделия в городском Дворце пионеров. Очень хорошая учительница, пожилая интеллигентная дама, сама бесподобно вышивала и свои секреты передала моей маме, а она научила меня.
В 1989 году Курская торгово-промышленная палата объявила, что ей нужны вышивальщицы. Мама отнесла туда свои работы, они понравились. Началось сотрудничество с ТПП. Ей делали заказы и возили ее работы за границу, в основном в Германию, где они пользовались спросом. Мама вышивала льняные скатерти с салфетками. Однажды один немец заказал ей две мужские сорочки – для себя и своего друга – как сувенир в русском стиле. ТПП обеспечивала маму тканью, нитками, заказами и хорошо платила за работу. Я помогала ей.
Потом совершенно случайно мы узнали, что в Доме знаний организуют выставку рукоделия, и решили отнести туда свои скатерти. Все были в восторге. Мы стали участвовать в ежегодных выставках-ярмарках. Наши работы хорошо покупали. Это была неплохая помощь семейному бюджету.
Наступил 1991 год. В магазинах все пропало. И мы решили подзаработать. Сшили ночные сорочки и понесли продавать их на рынок. Поначалу стыдно было торговать, отворачивались, если видели знакомых. Но наши изделия быстро раскупили. Ползарплаты в кармане! Половину этих денег истратили на продукты, а на остальные поехали в Москву за тканью.
Там в одном специализированном магазине нам понравилась схема для вышивки «Девушка с ромашками». По тем временам она стоила очень дорого. Купить ее не решились, но что-то подобное разыскали у себя дома в старых рисунках. И начали вышивать. Получилась эффектная картина «Маки». Мы выставили ее в Доме знаний. К нашем удивлению, она тут же ушла за три тысячи рублей.
Я решила, что теперь куплю все, что мне нравится. Мы с мамой тут же поехали в Москву за нашей «Девушкой». Еще нам понравилась картина «Тихий ручей» – дом, ручей, старинная мельница и летящая утка. С этого у нас и началось.
Мы потом так увлеклись! Нашли в Москве фирму, которая торгует схемами вышивок, в основном копиями картин голландских, немецких и английских художников. Выбирали то, что понравится.
– А чем же вас не устраивают российские схемы?
– На них лица неестественные. Первые две-три работы я вышивала так, чтобы на них не было лиц. Это «Симфония тишины». Потом появились голландские – «Вдаль смотрящие», «Девушка с лошадью»… Позже я начала по иностранным схемам вышивать портреты.
Серия дамских портретов сделана по английским схемам. Вот «Шарлотта», например. У нее глаза сияют, как у живого человека, улыбочка такая кокетливая. На ярмарке в Коренной один мужчина не смог с нею расстаться. Купил за три тысячи рублей, зная, что оставшихся денег ему даже на шашлык не хватит… Мы вторую такую вышили.
Хорошие картины получаются и по американским схемам. Особенно люблю «Радость мамы». Лица ребенка и женщины хорошо переданы, и локон, и плечико, как бы просвечивающее сквозь ажурную ткань.
– Какая из работ у вас самая любимая?
– Все. В каждой есть частичка души. Если картина не нравится, то нескоро ее сделаешь: тогда нет вдохновения, нет азарта. Надо, чтобы работа затягивала.
Картину «Девушка с букетом» вдвоем вышивали. Очень быстро сделали, потому что работа доставляла нам радость. Ее купила на выставке-ярмарке в Харькове депутат Киевской рады. Потом она звонила в нашу областную администрацию, благодарила за то, что теперь в ее большом доме как будто появился еще один живой человек. Такое душевное тепло исходит от девушки с букетом.
– Очень впечатляет картина, где изображено высшее дворянское общество позапрошлого века. На мой взгляд, изумительная работа! Так хорошо получились лица, великолепные наряды женщин, мундиры мужчин…
– Это «Дворянское собрание». Картину мы вышили год назад. Ее прочили в санаторий в Марьино, но до сих пор никто не приехал за ней. Схему нашли в журнале «Вышитые картины». Сначала мы «напали» на первую часть, вторую заказали через Интернет, третью тоже в журнале нашли. Издатели хитро поступают: напечатают кусочек картины, а продолжение ищи, где сможешь. И не указывают, какие нитки нужны. Часто самим приходится их подбирать.
– Кстати, какие нитки вы предпочитаете? И как обходитесь без канвы? Ее уже давно нет в продаже.
– Раньше вышивали крестиком по канве, которую накладывали на ткань. Во время перестройки ее перестали выпускать. Сейчас в продаже есть канва, японская и турецкая, но она, в отличие от российской, разбита не на квадраты, а на прямоугольники. Изображение на ней получается растянутое.
Продается канвовая ткань: на ней клетка строго расчерчена. Мы предпочитаем французскую и немецкую – цвангер и линда. Они более плотные, а для начинающих рекомендую более редкую, белорусского производства.
Что касается ниток, то используем французские ДМС. У них богатая палитра – полторы тысячи тонов, и все строго пронумерованы. Ленинградские нитки хорошие, намного дешевле, но цветовая гамма слабовата, и тона не пронумерованы. Поэтому трудно найти нужный цвет, что очень важно. Так, в картине «Розы» я использовала 78 тонов, вышивала в одну нитку.
– Что еще, кроме картин, вы вышиваете?
– Делаем льняные скатерти с салфетками. Вышиваем их крестиком в русском стиле – красными розами с черными листьями, а также в стиле «гжель» – светло- и темно-голубыми узорами. Иногда делаем филейную вышивку. Это очень сложная работа. Сначала на ткани делается сетка типа мережки, затем на ней вышивается узор. Их разрабатываем сами.
Еще делаем пасхальные салфетки, обвязанные кружевами. Применяем сочетание разных швов: тамбурный, гладь, декоративную сетку, стебельчатый шов. Такие салфетки очень красиво смотрятся. Их кладут в корзинку с пасхой так, чтобы кружева были видны. Все, кто их у нас брал, остались довольны.
Вышиваем и бисером. Такие картины очень красиво переливаются на свету.
Иногда работаем на заказ. Недавно нас попросили вышить рушники для венчания. По обычаю одним из них соединяют руки жениха и невесты, а другой стелят им под ноги в храме. Длина таких рушников – два метра. По краям – вышивка в русском стиле и кружева, связанные вручную крючком. Заказ был срочный, поэтому вышивали в четыре руки.
– А как вы оцениваете свои картины?
– Однажды на Коренской ярмарке один покупатель спросил: «Как вы оцениваете свои работы? Наверное, по 10 копеек за крестик?» Если бы это было так, то цена наших картин была бы баснословной. В среднем в месяц мы зарабатывает не более трех тысяч рублей. На питание помощь есть. Я, кроме того, работаю на заводе «Счетмаш», который сейчас переживает не самые лучшие времена. Поэтому бизнес помогает выживать.
– Сложно ли реализовать вашу продукцию? И где ее можно купить?
– Так же, как и всем – нелегко. Наши работы мы продаем в основном на выставках-ярмарках: в Коренской ежегодно участвуем, были в Москве на ВДНХ, администрация области возила нас на выставки в Харьков и Ялту. Нас очень поддерживает областной союз предпринимателей. Его сотрудники всегда помогают нам упаковывать наши картины, выделяют транспорт.
– А не хотели бы вы расширить своей бизнес?
– Я думала об этом, но все упирается в деньги. Мы с мамой очень много работаем, вышиваем до двух часов ночи. Однако всех своих замыслов воплотить не можем, не хватает времени. Работой мы людей обеспечим, но как им регулярно платить зарплату? Человек будет месяц, два вышивать, а чем платить ему? Лишних денег у нас нет, сами понимаете. А когда купят вышивку – неизвестно.
Хотелось бы мне взять в аренду небольшое помещение в магазине, чтобы там продавались наши работы. Однако арендная плата слишком высока, а какая будет выручка – неизвестно. Так что эта идея неосуществима…
– Какие еще проблемы малого бизнеса вас волнуют?
– Надо установить определенный процент, выше которого перекупщик не может поднимать цену. Думаю, должна быть государственная ценовая политика. Тогда дело пойдет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий